|
Выступление на окружном методическом объединении музыкальных руководителей на тему: "Методы и приёмы музыкального руководителя в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
|
Выступление на окружном методическом объединении музыкальных руководителей
на тему: «Методы и приёмы музыкального руководителя
в работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Подготовил музыкальный руководитель
СПДС «Аленушка» ГБОУ СОШ N10 Хайрова Д.М.
Музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и общепедагогических задач дети с отклонениями в развитии преображаются. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь. И не зря, особенно в последнее годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.
Очень важно, какие методы и приёмы, и каким образом используются в работе с детьми с речевыми нарушениями. В коррекционном обучении и воспитании на музыкальных занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы и тактильно-мышечную наглядность.
Мысль Б.Асафьева: «Услышать её (музыку) – это уже понять» может стать эпиграфом к работе музыкального руководителя с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Выразительное исполнение музыкального произведения вызывает у ребёнка переживание, эмоциональный отклик, помогает быстрее найти дорогу к его сердцу и уму, чем слова, которые ребёнок не всегда правильно поймёт в силу своего диагноза.
Итак, основные наглядно-слуховые приёмы включают:
· исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, ребёнка;
· слушание инструментальной и вокальной музыки (запись);
· использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.);
· использование в качестве наглядности музыкальных инструментов.
Из наглядно-зрительных приёмов целесообразно использовать следующие.
· Показ педагогом разнообразных приёмов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах…). Особенно важно использовать этот приём в начале учебного года, когда навыки у детей недостаточно сформированы или отсутствуют вообще. Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений. Так, например, при выполнении наклонов вправо-влево, когда само движение требует предварительной подготовки двигательного аппарата ребёнка и сочетания движения с музыкой, педагог должен показать их в «зеркальном» изображении – стоя лицом к детям во время исполнения.
· Показ приёма детьми, которые хорошо его освоили. Некоторые музыкальные руководители отмечают, что показ какого-либо приёма ровесником дети воспринимают лучше и после такого показа быстрее выполняют задания.
· Для развития внимания и умения анализировать можно использовать «сравнительный показ». В этом случае педагог даёт правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками. Если они успешно справляются с этим, кому-либо предлагается объяснить, что педагог сделал и как надо сделать правильно. После этого желательно дать образец исполнения, а потом вместе с детьми показать движение правильно, с тем, чтобы образец остался в их памяти.
· Иногда используется показ педагога с утрированными ошибками. Например, в пении, когда дети не пропевают твёрдые окончания слов (солдать), или искажают окончания или суффиксы (солн-ушко), или прерывают слово, неправильно взяв дыхание. Данное слово утрированно неправильно произносится педагогом. Как правило, дети начинают смеяться, а педагог говорит: «Это я у вас научилась. А теперь покажите, как надо спеть правильно». Исполнение заканчивается показом кем-либо из детей, педагогом или всеми вместе.
Эти приёмы оживляют занятие, поднимают настроение детей, побуждают к хорошему исполнению, мобилизуют внимание при восприятии задания и при его воспроизведении. Хорошо также использовать жесты, указывающие на высоту звука или на акцент при исполнении, а также мимику, помогающую детям почувствовать, с каким настроением нужно исполнить песню или танец. Кроме вышеназванных наглядно-зрительных приёмов можно использовать всевозможные наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально-дидактические игры, видеофильмы, игрушки. Всевозможные пособия и атрибуты (султанчики, листочки, платочки и т.д.).
И, наконец, говоря о тактильно-мышечной наглядности, имеется в виду индивидуальная помощь педагога для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения. Иногда в роли таких помощников могут выступить и более «продвинутые» дети.
Наиболее употребляемые словесные методы следующие.
Объяснения. Степень их сложности зависит от профиля речевой группы, возраста детей, времени года, степени продвинутости детей в области словесного восприятия. Например, в группе с общим недоразвитием речи нельзя давать в начале года объяснения в виде обучающих бесед. Объяснение должно быть коротким, чётким, эмоциональным.
Указания. Их мы используем довольно часто, они могут быть обращены как ко всем детям, так и персонально, очень тихо, не отвлекая внимание всех, тому или иному ребёнку.
Вопросы. Они должны быть чёткими, конкретными, понятными. Это один из наиболее важных словесных приёмов: побуждает мыслительную деятельность, активизирует внимание, развивает память.
Есть и другие словесные приёмы (словесные инструкции, сюжетные рассказы, пояснения, беседы, команды). Желательно все словесные приёмы, использовать в меру, не перегружая ими занятия, не отягощая восприятие детей. Важно также учесть, что словесные приёмы нежелательно использовать на фоне звучащей музыки или пения.
И, конечно, на занятиях педагоги (музыкальные руководители, воспитатели, логопеды) должны внимательно относиться к речи друг друга, не перебивая иногда в силу излишней эмоциональности объяснение и указание коллеги. Это также сбивает внимание детей, ухудшает их восприятие.
Практический метод, или метод упражнений. Связан с многократным повторением трудных мест или всего произведения в целом. Дети с речевыми нарушениями в большинстве своём требуют гораздо большего количества повторений при освоении какого-либо движения, формировании навыков в пении, движении, слушании, поэтому роль упражнений здесь очень велика.
Очень полезны упражнения без музыки под счёт или в своём темпе в течение одной-двух минут. Они помогают овладеть своим телом, лучше почувствовать само движение, его технику, избежать ошибок при разучивании. Эти упражнения учат правильно принимать исходное положение, способствуют осознанной работе двигательного аппарата. Можно использовать предварительную проработку трудных мест до начала разучивания песни, пляски или игры. Например, если в песне встречается сложный мелодический ход, то его вначале можно дать в виде распевки.
При разучивании трудных движений можно использовать принцип поэтапности. Например, при разучивании «полуприсядки» сначала научимся делать приседания, пружинки, а уже потом добавим выставление ноги на пятку при выпрямлении. Если ребёнок бежит быстрее или медленнее заданного в музыке темпа, то можно использовать упражнение в беге на месте. Дети быстрее почувствуют темп.
Если ребёнок неправильно выполняет ритмические прыжки в танце, то это говорит или о недостаточной готовности двигательного аппарата, физической слабости, или недостаточно развитом произвольном внимании. В этом случае нужно прежде чем осваивать прыжки, дать отхлопывание ритмического рисунка.
Желательно как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, использовать игровые приёмы. Они помогут заинтересовать детей и вызовут желание выполнить задание лучше. Например, для развития чистоты интонирования можно использовать игровой приём «Паровоз гудит». Если ребёнок правильно спел заданный звук, то педагог поднимает зелёный флажок («Паровоз проезжает»), а если неправильно, красный («Паровоз надо отремонтировать»),
Чаще всего используется сочетание приёмов: упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный методы); показ и объяснение педагога (наглядный + словесный); объяснение педагога и упражнение детей (словесный + практический); индивидуальная помощь педагога «слабым» детям, которые не справляются в силу своих психофизических особенностей или пропуска занятий (тактильно-мышечная наглядность + упражнение); постепенное включение всех детей в пляску, типа «Приглашение» (наглядность + упражнение).
Надо помнить также о разнообразии приёмов. Просто повторять упражнение много раз одно и то же скучно. В этом случае происходит не мобилизация внимания, а наоборот, его рассеивание, что отрицательно сказывается на степени усвоения материала детьми. Вот почему очень важно использовать разные приёмы и разнообразный материал в работе по всем видам музыкальной деятельности, а также в коррекционной работе с детьми логопедических группах.
Вот почему так важно учитывать уровень развития детей, их психофизические и возрастные особенности, а также объём навыков по всем видам деятельности, которыми они овладевают на данный момент. Используя те или иные приёмы, работая над развитием восприятия музыки, над формированием певческих навыков или навыков выразительного движения, а также решая какие-то коррекционные задачи, желательно фиксировать для себя, какие из этих приёмов помогают достичь хороших результатов, создавая своеобразную «копилку полезных приёмов».
Список использованной литературы:
1. Журнал «Музыкальный руководитель», март, апрель, 2005 г., Статья Н.Щербаковой «Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи».
|